ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА, ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Развитие человечества неразрывно связано с трансформациями
демографических процессов. В XXI веке наблюдается быстрый и
непрерывный, но при этом неравномерный рост численности населения
планеты. На фоне стремительного увеличения численности жителей
многих стран Африки, Азии и Латинской Америки минимальный
прирост населения либо отрицательные демографические тенденции
отмечаются в Европе, на постсоветском пространстве, Японии и др. По
прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль
населения будет наблюдаться минимум на 10%. В эту группу попадает
и восточноевропейский регион, в том числе Беларусь.
Ученые обращают внимание на связь демографических процессов
с господствующими в современном обществе ценностными
ориентирами. Стремление жить в свое удовольствие, нежелание
жертвовать своим комфортом, приоритет личностных интересов над
общественными составляют первую группу причин снижения
рождаемости, особенно в развитых странах мира.
Негативно на рождаемости сказываются объективные достижения
современного общества, связанные с изменением роли в нем женщины:
рост ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать
карьерных успехов, желание получить нескольких образований. Нередко
указанные тенденции ведут не только к позднему рождению детей, но
даже и отказу от него.

  1. Демографическая безопасность – важнейшая составляющая
    национальной безопасности Республики Беларусь
    Одним из составляющих элементов национальной безопасности
    Республики Беларусь является демографическая безопасность –
    состояние защищенности личности, общества и государства от
    воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию
    численности населения, развитие человеческого потенциала страны,
    сохранение семейных и межпоколенческих связей.
    В нашей стране вопросы обеспечения демографической
    безопасности, поддержки семьи, защиты материнства, отцовства и
    детства находятся на постоянном контроле Главы государства.
    Выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному
    собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент
    А.Г.Лукашенко подчеркнул: ”Здоровье детей – вопрос
    демографической безопасности, без чего нет смысла думать о
    завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов,
    должно быть значительно больше – это важнейшее условие
    суверенитета. И государство делает много, чтобы обеспечить для
    этого соответствующие условия“.
    В демографической сфере основными национальными
    интересами являются:
    стабилизация численности населения и создание предпосылок для
    его устойчивого роста на основе последовательного увеличения
    рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения
    смертности;
    повышение общего уровня здоровья народа, охрана здоровья
    матери и ребенка;
    укрепление института семьи как социального института, наиболее
    благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания,
    развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их
    жизнедеятельности;
    оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение
    положительного сальдо миграции.
    Осознание значимости демографического фактора в обеспечении
    национальной безопасности послужило причиной для актуализации
    демографической составляющей в проект новой Концепции
    национальной безопасности Республики Беларусь.
    В этом документе в числе основных угроз национальной
    безопасности указаны: депопуляция, демографическое старение,
    снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни.
    В демографической сфере внутренними источниками угроз
    национальной безопасности являются:
    диспропорции в половозрастной структуре населения;
    снижение репродуктивных установок населения, их неполная
    реализация;
    негативные трансформации института семьи (снижение уровня
    брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост числа
    неполных семей, овдовение и иное);
    снижение общего уровня здоровья населения, его отдельных
    половозрастных групп;
    неблагополучная эпидемиологическая ситуация.
    Во многих странах созданию условий для роста населения и
    решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд
    субъективных факторов.
    В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“, суть которой
    состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По
    этому поводу Глава государства А.Г.Лукашенко в своем Послании
    заявил: ”Любая популяризация идей бездетной семейной пары в
    нашем информационном и культурном пространстве должна
    пресекаться. Любые вбросы таких завуалированных призывов, равно
    как и все нетрадиционные веяния – не что иное, как попытка
    обезлюдить и ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология
    должна быть вне закона“.
    ”Мы вырастили детей, которые ни в чем не нуждались, и
    теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая
    рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было
    следующее замечание А.Г.Лукашенко. – Парадигму такого мышления
    надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять
    в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и
    должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны,
    когда их некому передать“.
    Помимо этого, Президент указал на необходимость разрушения
    стереотипа ”либо карьера, либо семья“, поскольку в Беларуси ”созданы
    все условия, чтобы женщина могла реализовать себя, как мама и как
    профессионал“.
    Основным внешним источником угроз национальной
    безопасности в демографической сфере является проведение
    иностранными государствами политики, направленной на
    стимулирование эмиграции населения Республики Беларусь.
  2. Динамика демографических процессов в Беларуси
    Несмотря на то, что в Республике Беларусь созданы условия для
    улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения
    качества и доступности услуг системы здравоохранения,
    демографическая ситуация продолжает требовать пристального
    внимания.
    Справочно:
    В 2021 году доля населения в возрасте старше 65 лет составила
    15,8%. В начале 2021 года базовое значение продолжительности жизни
    при рождении составило 74,5 года (69,3 для мужчин и 79,4 для женщин).
    За последние 10 лет на 14,5% уменьшилось число женщин
    репродуктивного возраста (с 2 494 тыс. в 2012 году до 2 134 тыс.
    в 2022 году).
    В 2022 году число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению
    с 2019 годом. Суммарный коэффициент рождаемости за данный
    период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного
    возраста.
    Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости
    брачных союзов. Ценность и значимость официального брака для
    большинства населения сохраняется, но количество браков несколько
    снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов.
    Справочно:
    В 2021 году коэффициент заключенных браков составил
    6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год –
    6,8 и 3,4 соответственно).
    Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%,
    частота искусственного прерывания беременности в стране остается
    высокой (в 2021 году – 7,8 на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Это
    свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий,
    направленных на профилактику и снижение абортов, включая проведение
    предабортного психологического консультирования.
    В современных условиях отмечается рост гинекологических
    заболеваний, высокий уровень женского и мужского бесплодия.
    Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении
    вспомогательных репродуктивных технологий. Число женщин,
    страдающих бесплодием, составляет около 750-780 на 100 тыс. женского
    населения 18-49 лет, мужчин – около 100-200 на 100 тыс. мужского
    населения в возрасте 18 лет и старше. Эффективность применения
    экстракорпорального оплодотворения колеблется в пределах 41-43%.
    Справочно:
    Согласно результатам общереспубликанского мониторингового
    исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом социологии
    Национальной академии наук Беларуси:
    имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка – 35,3%, двух
    детей – 48,9%, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%);
    планируют с учетом реальных жизненных обстоятельств
    одного ребенка – 22,4%, двух детей – 44,6%, трех – 10,7%, четырех и
    больше – 2,2% (учитывая тех, которые уже есть);
    по мнению 52,4% опрошенных, современные пары не могут иметь
    желаемое количество детей по причине боязни того, что не смогут
    обеспечить ребенка всем необходимым;
    если бы позволяли материальные и другие условия, то
    планировали иметь одного ребенка 14,8%, двух детей – 45,5%, троих –
    19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.
    Серьезной проблемой безопасности общества является
    преждевременная смертность. В Республике Беларусь смертность от
    внешних причин (ДТП, несоблюдение техники безопасности на
    производстве, убийства и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз
    превышает потери, связанные с болезнями системы кровообращения и в
    три раза – онкологическими заболеваниями.
    Экономические потери общества от смертности от внешних причин
    сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета
    страны на социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси.
    Основными особенностями смертности от внешних причин
    является ее предотвратимость и социальная обусловленность. Исходя из
    этого снижение указанного вида смертности необходимо сопровождать
    мероприятиями, нацеленными на рост доходов населения, снижение
    уровня безработицы, повышение качества медицинского обслуживания,
    развитие инфраструктуры и пропаганду здорового образа жизни.
    Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до
    50 человек на 100 тыс. населения только в результате сокращения
    смертности от внешних причин.
  3. Ключевые направления деятельности белорусского
    государства по обеспечению демографической безопасности
    Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз
    женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство
    находятся под защитой государства.
    В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и
    семье задачами законодательства о браке и семье являются:
    укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и
    основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали,
    недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
    построение семейных отношений на добровольном брачном союзе
    женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной
    любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
    установление прав детей и обеспечение их приоритета в
    соответствии с настоящим Кодексом;
    установление прав и обязанностей супругов, родителей и других
    членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики
    Беларусь, нормами международного права;
    охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей,
    обеспечение благоприятных условий для развития и становления
    каждого ребенка;
    учет наилучших интересов ребенка при принятии
    государственными органами, иными организациями решений в
    отношении детей.
    Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г.
    № 46 утверждены основные направления государственной семейной
    политики. Основные цели государственной семейной политики:
    обеспечение улучшения социально-экономических условий
    жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной,
    экономической и воспитательной функций;
    укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в
    обществе.
    Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено
    Программой социально-экономического развития Республики
    Беларусь на 2021–2025 годы. Ее практическое воплощение
    осуществляется в рамках Государственной программы ”Здоровье
    народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на
    2021–2025 годы, иных государственных программ и национальных
    планов (Национальный план действий по улучшению положения детей и
    охране их прав на 2022–2026 годы и др.).
  4. Социальная защита матери и ребенка
    Одно из ключевых направлений государственной политики –
    повышение благополучия семей как основы демографической
    безопасности государства и общества.
    Комплексная система поддержки семей с детьми предусматривает
    гарантии и льготы в различных сферах их жизнедеятельности. Особое
    внимание уделяется многодетным семьям.
    Поддержка семьи начинается еще до рождения ребенка – с
    бесплатного комплексного медицинского сопровождения женщины во
    время беременности и родов, а также предоставления отпуска по
    беременности и родам с выплатой пособия в размере 100%
    среднедневного заработка.
    Основным инструментом материальной поддержки при рождении
    и воспитании детей выступает система государственных пособий.
    Единовременное пособие в связи с рождением ребенка и
    ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
    назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их
    занятости и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему
    пособий от других государств, поскольку во многих странах выплаты
    зависят от заработной платы родителей, а незастрахованные лица
    получают их в минимальном размере.
    Для отдельных, наиболее уязвимых категорий семей,
    предусмотрено пособие на детей старше 3 лет, которое также назначается
    на каждого ребенка в семье.
    Справочно:
    По состоянию на 1 июня 2023 г. пособия составляют:
    единовременное пособие в связи с рождением ребенка:
    при рождении первого ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов
    прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения);
    при рождении второго и последующих детей – 4 929,82 руб.
    (14 БПМ);
    ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет:
    на первого ребенка – 605,99 руб. (35% средней заработной платы
    работников (далее – СЗП) в стране);
    на второго и последующих детей – 692,56 руб. (40% СЗП);
    на ребенка-инвалида – 779,13 руб. (45% СЗП);
    ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных
    категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо ребенка,
    инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют
    инвалидность 1 или 2 группы; из семей, в которых отца (отчима)
    призвали на срочную военную службу):
    на ребенка-инвалида и ребенка, инфицированного ВИЧ, –
    246,49 руб. (70% БПМ);
    на других детей в таких семьях – 176,07 руб. (50% БПМ).
    Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или
    иным видом пособия, при этом дети до 3 лет – 100% (пособие
    выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет).
    В 2023 году на систему государственных пособий выделено
    3,5 млрд рублей, из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за
    ребенком до 3 лет.
    Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей – это
    программа семейного капитала, которая реализуется с 2015 года при
    рождении третьего или последующего ребенка. Его размер
    с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей (на 4 тыс. рублей
    больше, чем в 2022 году).
    За более чем 8 лет реализации программы специальные депозитные
    счета открыли почти 127 тыс. многодетных семей, из республиканского
    бюджета на них зачислено 826 млн долларов США и 1,1 млрд рублей (за
    5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс. депозитов ”Семейный капитал“).
    С 2020 года многодетные семьи вправе досрочно (независимо от
    даты назначения) использовать средства семейного капитала на
    строительство (реконструкцию) или покупку жилья, погашение
    кредитов (займов организаций), выданных на эти цели, – если они
    нуждаются в улучшении жилищных условий; на оплату образования,
    медицинских услуг и средств социальной реабилитации для членов
    семьи с инвалидностью.
    Справочно:
    Из общего количества поданных заявлений на досрочное
    распоряжение семейным капиталом, 83% составляют заявления на
    решение жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7% – на
    образование).
    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля
    2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве
    (реконструкции) жилых помещений“ многодетным семьям
    предоставляется субсидия на погашение основного долга в соответствии
    с количеством детей в возрасте до 23 лет в следующих размерах:
    при наличии троих детей в возрасте до 23 лет – в размере 95% от
    суммы основного долга по кредиту;
    при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет– в размере
    100% от суммы основного долга по кредиту.
    Молодым семьям, предоставляется субсидия на погашение
    основного долга в следующих размерах:
    при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в
    размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
    при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в
    размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
    В 2023 году на обеспечение программы семейного капитала
    в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей.
    Из средств местных бюджетов финансируется адресная
    социальная помощь, в системе которой четыре вида поддержки.
    Бесплатными продуктами питания в 2022 году обеспечены более
    12 тыс. детей в возрасте до 2 лет (6,5% от общей численности детей
    до 2 лет), средний размер помощи на одного ребенка составил порядка
    200 рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни)
    получают детское питание без учета доходов (более 4 тыс. детей).
    Семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид с 4 степенью
    утраты здоровья, предоставляется социальное пособие для возмещения
    затрат на приобретение предметов гигиены. В 2022 году средний
    размер выплаты составил 435 рублей, такое пособие выплачено
    на 12,6 тыс. детей-инвалидов.
    Семьи с детьми – основные получатели ежемесячного и
    единовременного социальных пособий – более 70% от общей
    численности получателей таких пособий. Причем для многодетных
    семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного
    социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ
    (для других семей 100% БПМ). В 2022 году ежемесячное социальное
    пособие получили более 50 тыс. человек из категории многодетных
    семей.
    На оказание адресной социальной помощи в 2023 году
    выделено 132,7 млн рублей.
    Поддержка семьям с детьми предоставляется не только в виде
    материальных выплат. Широкий спектр социальных услуг оказывают
    146 территориальных центров социального обслуживания
    населения и 2 центра социального обслуживания семьи и детей
    (гг.Минск, Гомель).
    Востребованной является услуга няни, которая предоставляется
    бесплатно семьям, в которых:
    воспитываются тройни (до 40 часов в неделю), двойни
    (до 20 часов в неделю), дети с инвалидностью (до 20 часов в неделю);
    оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами
    1 или 2 группы (до 20 часов в неделю).
    Справочно:
    В 2022 году услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в
    том числе 1,6 тыс. – воспитывающих двойню (тройню).
    Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи
    в территориальных центрах оказывается услуга социального
    патроната.
    Справочно:
    В 2022 году такую услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми.
    Детскими домами-интернатами предоставляется услуга социальной
    передышки для родителей детей-инвалидов в возрасте
    от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в
    календарном году) освобождение родителей от ухода за ребенкоминвалидом с целью отдыха, восстановления сил, решения иных вопросов
    семьи.
    Справочно:
    В 2022 году такую услугу получили 106 семей, воспитывающих
    детей-инвалидов.
    На обучение навыкам уважительного и позитивного
    взаимодействия с детьми, гармонизацию супружеских и детскородительских отношений направлены программы, реализуемые в
    территориальных центрах (”Папа-школа“, ”Искусство быть мамой“,
    ”Семья как ценность“), иные социальные проекты.
    Поддержка работающих родителей представлена гарантиями в
    трудовой сфере, которые являются обязательными для реализации
    всеми нанимателями и формируют ключевые условия для комфортного
    совмещения родительства и работы.
    Справочно:
    Например, обеспечивается защита занятости родителей,
    находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу
    за ребенком в возрасте до 3 лет. На период нахождения в этих
    отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того,
    после окончания отпуска по уходу за ребенком наниматель обязан с
    согласия родителя продлить с ним контракт (заключить новый) до
    достижения ребенком 5 лет.
    Родители обладают своеобразным иммунитетом при увольнении.
    Например, гарантируется недопущение расторжения трудового
    договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной,
    матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет.
    Ряд гарантий учитывает потенциальную потребность работающих
    родителей в дополнительном свободном от работы времени.
    Справочно:
    Например, по желанию беременной женщины, женщины с
    ребенком до 14 лет наниматель обязан устанавливать неполное
    рабочее время (неполный рабочий день, неполную рабочую неделю,
    неполный рабочий день).
    Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет,
    предоставляется один дополнительный выходной день в месяц.
    Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином
    локальном правовом акте. Родителям с тремя и более детьми до 16 лет
    или ребенком-инвалидом до 18 лет предоставляется дополнительный
    выходной день в неделю, который оплачивается в размере среднего
    дневного заработка.
    Несмотря на достаточно развитый механизм государственной
    поддержки родителей на рабочих местах, а также их дополнительной
    поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно
    ищет новые возможности удовлетворения потребностей
    современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание
    детей и работу без ущерба для какой-либо из сфер жизни.
    Справочно:
    С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск отцу
    (отчиму) при рождении ребенка продолжительностью
    до 14 дней. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по
    желанию работника в течение 6 месяцев после рождения, его оплата
    может быть предусмотрена коллективным договором, локальным
    актом нанимателя.
    В июне 2023 г. Советом Республики Национального Собрания
    Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой кодекс,
    которые расширяют возможности для совмещения работы и
    родительства (законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.).
    Справочно:
    В частности, по желанию многодетного родителя по
    согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной
    деятельности организации, вместо одного свободного от работы дня
    в неделю предоставляется возможность работать с сокращением
    ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с
    сохранением заработной платы.
    Государственная поддержка родителям предоставляется
    не только в период воспитания детей, но и в дальнейшем – в
    пенсионный период.
    Периоды, когда один из родителей ухаживал за детьми в возрасте
    до 3 лет и не работал, включаются в общий трудовой стаж, который
    влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет).
    Женщинам с четырьмя детьми для назначения пенсии снижены
    требования к страховому стажу – до 10 лет работы с уплатой взносов.
    Женщине с пятью детьми пенсия назначается на пять лет раньше
    общего пенсионного возраста (если женщина не менее 10 лет работала в
    производстве сельскохозяйственной продукции такая пенсия
    назначается независимо от возраста). При этом для них требования к
    страховому стажу снижены до 5 лет.
    В республике создана и функционирует Национальная комиссия
    по правам ребенка (в г.Минске и каждом областном центре работают
    уполномоченные Национальной комиссии и общественные
    приемные), основной целью деятельности которой является
    осуществление и совершенствование государственной политики по
    обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
    Справочно:
    В течение последних трех лет в ходе заседаний Национальной
    комиссии особое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья и
    жизни детей, защиты их прав и законных интересов, противодействия
    насилию в отношении детей, защиты детей и молодежи от
    наркоторговли и потребления наркотиков, профилактики суицидоопасного поведения детей и молодежи, совершенствования социальной
    политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи.
    Труд материнства высоко ценится на государственном уровне.
    Женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, награждаются
    высокой государственной наградой – орденом Матери.
    Справочно:
    Уже в текущем году ее удостоены более 200 женщин, всего за
    период с 1996 года орденом Матери награждено 13 тыс. женщин. При
    этом при награждении орденом Матери предоставляется
    единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ.
    Целенаправленная политика поддержки семей с детьми с
    фокусом на многодетные семьи дает ощутимые результаты.
    Справочно:
    На 1 июня 2023 г. в Беларуси проживает более 122 тыс.
    многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%) – это семьи с
    тремя детьми, 14,3% – с четырьмя, 5,3% – с пятью и более детьми.
    В Республике Беларусь сформирована государственная политика
    по реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в
    семье. Вместе с тем на сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс.
    детей, которые признаны находящимся в социально опасном положении
    в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими детьми – сохранить ребенка
    в родной семье, не допустить ухудшения ситуации, оказать необходимую
    помощь.
  5. Оптимизация внешних миграционных потоков
    В условиях сокращения населения путем естественного движения
    крайне актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными
    процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать
    численность населения, но и удовлетворить потребности страны в
    трудовых ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и
    профессиональной подготовке кадров. Неслучайно многие страны
    Евросоюза ведут активную политику, направленную на привлечение
    квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной
    Европы, в том числе Беларуси.
    Справочно:
    По информации Министерства внутренних дел, в 2022 году в
    Беларуси трудились 11071 иностранных граждан. Основное количество
    въехавших в нашу страну на работу иностранцев составили граждане
    Российской Федерации – 3080, Китая – 2018, Украины – 1265 и
    Туркменистана – 808.
    Всего по состоянию на 1 января 2023 г. на учете в
    территориальных органах внутренних дел состояло более 215 тыс.
    иностранцев, в том числе более 45 тыс., имеющих разрешение на
    временное проживание, из них 19 тыс. прибывших на учебу и более
    8,5 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более
    169 тыс. постоянно проживающих.
    В области регулирования миграции приняты решения по созданию
    в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов
    отдельных преференций, способствующих их более активному
    вовлечению в белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит,
    вступившая в силу с 1 июля 2023 г., новая редакция закона ”О внешней
    трудовой миграции“: отменяется разрешение на привлечение
    иностранной рабочей силы, выдаваемое раньше МВД тем субъектам
    хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из других стран –
    от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных граждан,
    получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в
    нашей стране – для них отменено соответствующее требование по
    получению специального разрешения. Это дает возможность
    формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев,
    фактически интегрированных в белорусское общество и заполнять
    квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных
    секторах экономики.
    При этом на данный момент анализ рынка труда Беларуси
    показывает, что в стране не хватает работников по некоторым
    специальностям, где требуются не высококвалифицированные
    специалисты, а рабочие кадры с определенными навыками (сельское
    хозяйство, строительство, сфера обслуживания). Мигранты смогут
    занять должности, пользующиеся малым спросом у жителей Беларуси.
    Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с экономической (на
    подготовку необходимых местных кадров требуется время и средства),
    так и с демографической точек зрения.
    Также одним из способов увеличения миграционного прироста
    страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с белорусской
    диаспорой. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и
    высококвалифицированные специалисты – потенциальное возвращение
    белорусов представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом
    для демографического развития страны.
  6. Формирование ценностей семьи, брака, материнства и
    отцовства
    Предоставление льгот и гарантий семьям с детьми, безусловно,
    очень важно. Но без прочного духовно-нравственного фундамента семья
    не может быть устойчивой.
    С 1996 года в нашей стране празднуют День матери (14 октября).
    С 1998 года – День семьи (15 мая).
    В 2022 году Указом Главы государства учрежден новый
    праздничный день – День отца (21 октября). Тем самым подчеркнута
    значимость роли отца в создании крепкой семьи, счастливого детства.
    Сегодня как никогда необходима целенаправленная
    пропаганда и утверждение, особенно в молодежной среде, ценности
    брака и семьи с детьми, повышение престижа материнства и
    отцовства.
    В этих целях в учреждениях образования реализуются:
    учебные программы факультативных занятий для учеников
    9-10 классов школ ”Основы семейной жизни“, направленные на
    формирование у обучающихся ценностного отношения к институту
    брака и семьи;
    республиканский проект ”Родительский университет“
    (с 2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование деятельности
    педагогических коллективов учреждений общего среднего образования
    по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической
    помощи семьям в воспитании детей. Основная задача – формирование
    родительских компетенций и культуры семейных отношений,
    повышение родительской ответственности за воспитание детей;
    Справочно:
    Программы педагогического просвещения родителей
    реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего среднего образования,
    участие приняли порядка 975 тыс. родителей.
    В целях укрепления духовно-нравственных основ семьи,
    возрождения и пропаганды семейных ценностей и традиций с 2012 года
    проводится республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом
    число его участников увеличивается – в пятом республиканском
    конкурсе, состоявшемся в 2022 году, участие приняли более 500 семей из
    всех регионов страны.
    В 2023 году организован региональный фестиваль ”Семьи за
    мир и созидание!“, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие
    в ”семейном движении“ приняли порядка 16 тыс. семей
    (более 50 тыс. участников).
    В ряду мероприятий по повышению престижа семьи –
    республиканский конкурс среди печатных и электронных средств
    массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“,
    республиканский фотоконкурс ”Счастливая семья“, телевизионный
    проект ”Родные люди“.
  7. Место Беларуси в международных рейтингах по вопросам
    демографии
    Меры по улучшению демографической ситуации,
    предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего
    динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно
    высокими позициями нашей страны в соответствующих рейтингах.
    Согласно подготовленному агентством финансово-экономической
    информации Bloomberg рейтингу стран мира по эффективности
    системы здравоохранения – 2020 (Bloomberg Health Care Efficiency –
    2020), Беларусь поднялась с 49 места в 2018 году на 47 место в 2020
    году среди 57 стран, опережая, в том числе, Россию (54), США (55),
    Болгарию (56).
    Одновременно в 2020 году агентство Bloomberg применило новую
    методику составления рейтинга (включает влияние Covid-19 на
    смертность, а также валовой внутренний продукт в 57 крупнейших
    экономиках мира). В соответствии с новыми критериями Беларусь заняла
    35 место в мире, опережая, в том числе, Бельгию (36), Великобританию
    (41), Германию (46), Россию (53), США (55).
    По данным, опубликованным американским журналом CEOWorld
    Magazine в рейтинге стран с лучшими системами здравоохранения
    (Countries With The Best Health Care Systems – 2021), в 2021 году
    Беларусь заняла 57 место из 89, обойдя Россию (58), Болгарию (67),
    Кипр (76), Сербию (77).
    Согласно рейтингу лучших стран мира для рождения ребенка
    (World’s Best Countries For A Child To Be Born) того же издания в 2020
    году Беларусь заняла 40 место из 180 стран, опережая, в том числе,
    Латвию (42), Казахстан (58), Грузию (75), Россию (78), Китай (96).
    По опубликованному Институтом показателей и оценки здоровья
    Вашингтонского университета (Institute for Health Metrics and Evaluation)
    индексу ЦУР охвата основными услугами здравоохранения (Coverage
    of essential health services, as defined by the UHC service coverage index) в
    2021 году Беларусь заняла 54 место из 204 стран, опережая, в том числе,
    Россию (63), Армению (62), Румынию (60).
    По показателю младенческой смертности (Child Mortality Report –
    2022) Беларусь по итогам 2021 года (в 2021 году – 2,7
    на 1 тыс. родившихся живыми; в 2020 году – 2,9 на 1 тыс.) входит в top10 из 236 стран с наиболее низкими показателями (делит 10 место с
    Норвегией), опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу (33),
    Францию (37), Россию (40), Великобританию (38), США (60).
    По показателю перинатальной смертности (от 23 недель
    внутриутробной жизни плода до 7 дней после рождения) Беларусь по
    итогам 2019 года (в 2019 году 3 на 1 тыс. родившихся живыми; в 2018
    году – 2,7 на 1 тыс.) входит в top-15 из 53 стран, опережая, в том числе,
    Польшу (3,3), Россию (4,9), Германию (6,7), Казахстан (7,0).
    По показателю неонатальной смертности (количество детей,
    которые умерли в первые 28 дней после рождения) Беларусь по итогам
    2020 года (в 2020 году 0,9 на 1 тыс. родившихся) входит в top-5 из 53
    стран, опережая, в том числе, Россию (2,0), Германию (2,2), США (3,3).
    Согласно рейтингу счастливого детства (End of Childhood Index
    Ranking – 2021), подготовленному международной неправительственной
    организацией Save the Children, Беларусь поднялась с 40 места в 2020
    году на 35 место в 2021 году среди 186 стран, опережая, в том числе,
    Россию (37), США (43), Китай (45), Казахстан (49).

Государство предпринимает сегодня последовательные меры по
обеспечению охраны здоровья и демографической безопасности:
содействие укреплению репродуктивного здоровья, формированию
культуры здорового образа жизни белорусов;
совершенствование системы поддержки семей с детьми, улучшение
условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;
охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения,
в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по
лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных
репродуктивных технологий;
повышение качества информационной работы по укреплению
института семьи и семейных ценностей;
создание условий для воспитания в семьях детей-инвалидов,
в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
внедрение в учреждениях общего среднего образования
родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной
жизни обучающихся;
создание условий для снижения смертности от внешних причин;
оптимизация законодательства, направленная на повышение
миграционной привлекательности Беларуси.