Развитие человечества неразрывно связано с трансформациями
демографических процессов. В XXI веке наблюдается быстрый и
непрерывный, но при этом неравномерный рост численности населения
планеты. На фоне стремительного увеличения численности жителей
многих стран Африки, Азии и Латинской Америки минимальный
прирост населения либо отрицательные демографические тенденции
отмечаются в Европе, на постсоветском пространстве, Японии и др. По
прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль
населения будет наблюдаться минимум на 10%. В эту группу попадает
и восточноевропейский регион, в том числе Беларусь.
Ученые обращают внимание на связь демографических процессов
с господствующими в современном обществе ценностными
ориентирами. Стремление жить в свое удовольствие, нежелание
жертвовать своим комфортом, приоритет личностных интересов над
общественными составляют первую группу причин снижения
рождаемости, особенно в развитых странах мира.
Негативно на рождаемости сказываются объективные достижения
современного общества, связанные с изменением роли в нем женщины:
рост ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать
карьерных успехов, желание получить нескольких образований. Нередко
указанные тенденции ведут не только к позднему рождению детей, но
даже и отказу от него.
- Демографическая безопасность – важнейшая составляющая
национальной безопасности Республики Беларусь
Одним из составляющих элементов национальной безопасности
Республики Беларусь является демографическая безопасность –
состояние защищенности личности, общества и государства от
воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию
численности населения, развитие человеческого потенциала страны,
сохранение семейных и межпоколенческих связей.
В нашей стране вопросы обеспечения демографической
безопасности, поддержки семьи, защиты материнства, отцовства и
детства находятся на постоянном контроле Главы государства.
Выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент
А.Г.Лукашенко подчеркнул: ”Здоровье детей – вопрос
демографической безопасности, без чего нет смысла думать о
завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов,
должно быть значительно больше – это важнейшее условие
суверенитета. И государство делает много, чтобы обеспечить для
этого соответствующие условия“.
В демографической сфере основными национальными
интересами являются:
стабилизация численности населения и создание предпосылок для
его устойчивого роста на основе последовательного увеличения
рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения
смертности;
повышение общего уровня здоровья народа, охрана здоровья
матери и ребенка;
укрепление института семьи как социального института, наиболее
благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания,
развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их
жизнедеятельности;
оптимизация внешних миграционных потоков, обеспечение
положительного сальдо миграции.
Осознание значимости демографического фактора в обеспечении
национальной безопасности послужило причиной для актуализации
демографической составляющей в проект новой Концепции
национальной безопасности Республики Беларусь.
В этом документе в числе основных угроз национальной
безопасности указаны: депопуляция, демографическое старение,
снижение уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни.
В демографической сфере внутренними источниками угроз
национальной безопасности являются:
диспропорции в половозрастной структуре населения;
снижение репродуктивных установок населения, их неполная
реализация;
негативные трансформации института семьи (снижение уровня
брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост числа
неполных семей, овдовение и иное);
снижение общего уровня здоровья населения, его отдельных
половозрастных групп;
неблагополучная эпидемиологическая ситуация.
Во многих странах созданию условий для роста населения и
решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд
субъективных факторов.
В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“, суть которой
состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По
этому поводу Глава государства А.Г.Лукашенко в своем Послании
заявил: ”Любая популяризация идей бездетной семейной пары в
нашем информационном и культурном пространстве должна
пресекаться. Любые вбросы таких завуалированных призывов, равно
как и все нетрадиционные веяния – не что иное, как попытка
обезлюдить и ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология
должна быть вне закона“.
”Мы вырастили детей, которые ни в чем не нуждались, и
теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая
рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было
следующее замечание А.Г.Лукашенко. – Парадигму такого мышления
надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не могут понять
в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и
должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны,
когда их некому передать“.
Помимо этого, Президент указал на необходимость разрушения
стереотипа ”либо карьера, либо семья“, поскольку в Беларуси ”созданы
все условия, чтобы женщина могла реализовать себя, как мама и как
профессионал“.
Основным внешним источником угроз национальной
безопасности в демографической сфере является проведение
иностранными государствами политики, направленной на
стимулирование эмиграции населения Республики Беларусь. - Динамика демографических процессов в Беларуси
Несмотря на то, что в Республике Беларусь созданы условия для
улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения
качества и доступности услуг системы здравоохранения,
демографическая ситуация продолжает требовать пристального
внимания.
Справочно:
В 2021 году доля населения в возрасте старше 65 лет составила
15,8%. В начале 2021 года базовое значение продолжительности жизни
при рождении составило 74,5 года (69,3 для мужчин и 79,4 для женщин).
За последние 10 лет на 14,5% уменьшилось число женщин
репродуктивного возраста (с 2 494 тыс. в 2012 году до 2 134 тыс.
в 2022 году).
В 2022 году число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению
с 2019 годом. Суммарный коэффициент рождаемости за данный
период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного
возраста.
Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости
брачных союзов. Ценность и значимость официального брака для
большинства населения сохраняется, но количество браков несколько
снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов.
Справочно:
В 2021 году коэффициент заключенных браков составил
6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год –
6,8 и 3,4 соответственно).
Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%,
частота искусственного прерывания беременности в стране остается
высокой (в 2021 году – 7,8 на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Это
свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий,
направленных на профилактику и снижение абортов, включая проведение
предабортного психологического консультирования.
В современных условиях отмечается рост гинекологических
заболеваний, высокий уровень женского и мужского бесплодия.
Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении
вспомогательных репродуктивных технологий. Число женщин,
страдающих бесплодием, составляет около 750-780 на 100 тыс. женского
населения 18-49 лет, мужчин – около 100-200 на 100 тыс. мужского
населения в возрасте 18 лет и старше. Эффективность применения
экстракорпорального оплодотворения колеблется в пределах 41-43%.
Справочно:
Согласно результатам общереспубликанского мониторингового
исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом социологии
Национальной академии наук Беларуси:
имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка – 35,3%, двух
детей – 48,9%, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%);
планируют с учетом реальных жизненных обстоятельств
одного ребенка – 22,4%, двух детей – 44,6%, трех – 10,7%, четырех и
больше – 2,2% (учитывая тех, которые уже есть);
по мнению 52,4% опрошенных, современные пары не могут иметь
желаемое количество детей по причине боязни того, что не смогут
обеспечить ребенка всем необходимым;
если бы позволяли материальные и другие условия, то
планировали иметь одного ребенка 14,8%, двух детей – 45,5%, троих –
19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.
Серьезной проблемой безопасности общества является
преждевременная смертность. В Республике Беларусь смертность от
внешних причин (ДТП, несоблюдение техники безопасности на
производстве, убийства и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз
превышает потери, связанные с болезнями системы кровообращения и в
три раза – онкологическими заболеваниями.
Экономические потери общества от смертности от внешних причин
сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета
страны на социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси.
Основными особенностями смертности от внешних причин
является ее предотвратимость и социальная обусловленность. Исходя из
этого снижение указанного вида смертности необходимо сопровождать
мероприятиями, нацеленными на рост доходов населения, снижение
уровня безработицы, повышение качества медицинского обслуживания,
развитие инфраструктуры и пропаганду здорового образа жизни.
Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до
50 человек на 100 тыс. населения только в результате сокращения
смертности от внешних причин. - Ключевые направления деятельности белорусского
государства по обеспечению демографической безопасности
Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз
женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство
находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и
семье задачами законодательства о браке и семье являются:
укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и
основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали,
недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
построение семейных отношений на добровольном брачном союзе
женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной
любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
установление прав детей и обеспечение их приоритета в
соответствии с настоящим Кодексом;
установление прав и обязанностей супругов, родителей и других
членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики
Беларусь, нормами международного права;
охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей,
обеспечение благоприятных условий для развития и становления
каждого ребенка;
учет наилучших интересов ребенка при принятии
государственными органами, иными организациями решений в
отношении детей.
Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г.
№ 46 утверждены основные направления государственной семейной
политики. Основные цели государственной семейной политики:
обеспечение улучшения социально-экономических условий
жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной,
экономической и воспитательной функций;
укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в
обществе.
Развитие системы поддержки семей с детьми предусмотрено
Программой социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2021–2025 годы. Ее практическое воплощение
осуществляется в рамках Государственной программы ”Здоровье
народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на
2021–2025 годы, иных государственных программ и национальных
планов (Национальный план действий по улучшению положения детей и
охране их прав на 2022–2026 годы и др.). - Социальная защита матери и ребенка
Одно из ключевых направлений государственной политики –
повышение благополучия семей как основы демографической
безопасности государства и общества.
Комплексная система поддержки семей с детьми предусматривает
гарантии и льготы в различных сферах их жизнедеятельности. Особое
внимание уделяется многодетным семьям.
Поддержка семьи начинается еще до рождения ребенка – с
бесплатного комплексного медицинского сопровождения женщины во
время беременности и родов, а также предоставления отпуска по
беременности и родам с выплатой пособия в размере 100%
среднедневного заработка.
Основным инструментом материальной поддержки при рождении
и воспитании детей выступает система государственных пособий.
Единовременное пособие в связи с рождением ребенка и
ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их
занятости и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему
пособий от других государств, поскольку во многих странах выплаты
зависят от заработной платы родителей, а незастрахованные лица
получают их в минимальном размере.
Для отдельных, наиболее уязвимых категорий семей,
предусмотрено пособие на детей старше 3 лет, которое также назначается
на каждого ребенка в семье.
Справочно:
По состоянию на 1 июня 2023 г. пособия составляют:
единовременное пособие в связи с рождением ребенка:
при рождении первого ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов
прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения);
при рождении второго и последующих детей – 4 929,82 руб.
(14 БПМ);
ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет:
на первого ребенка – 605,99 руб. (35% средней заработной платы
работников (далее – СЗП) в стране);
на второго и последующих детей – 692,56 руб. (40% СЗП);
на ребенка-инвалида – 779,13 руб. (45% СЗП);
ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных
категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо ребенка,
инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют
инвалидность 1 или 2 группы; из семей, в которых отца (отчима)
призвали на срочную военную службу):
на ребенка-инвалида и ребенка, инфицированного ВИЧ, –
246,49 руб. (70% БПМ);
на других детей в таких семьях – 176,07 руб. (50% БПМ).
Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или
иным видом пособия, при этом дети до 3 лет – 100% (пособие
выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет).
В 2023 году на систему государственных пособий выделено
3,5 млрд рублей, из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за
ребенком до 3 лет.
Одна из самых значимых мер поддержки белорусских семей – это
программа семейного капитала, которая реализуется с 2015 года при
рождении третьего или последующего ребенка. Его размер
с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей (на 4 тыс. рублей
больше, чем в 2022 году).
За более чем 8 лет реализации программы специальные депозитные
счета открыли почти 127 тыс. многодетных семей, из республиканского
бюджета на них зачислено 826 млн долларов США и 1,1 млрд рублей (за
5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс. депозитов ”Семейный капитал“).
С 2020 года многодетные семьи вправе досрочно (независимо от
даты назначения) использовать средства семейного капитала на
строительство (реконструкцию) или покупку жилья, погашение
кредитов (займов организаций), выданных на эти цели, – если они
нуждаются в улучшении жилищных условий; на оплату образования,
медицинских услуг и средств социальной реабилитации для членов
семьи с инвалидностью.
Справочно:
Из общего количества поданных заявлений на досрочное
распоряжение семейным капиталом, 83% составляют заявления на
решение жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7% – на
образование).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля
2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве
(реконструкции) жилых помещений“ многодетным семьям
предоставляется субсидия на погашение основного долга в соответствии
с количеством детей в возрасте до 23 лет в следующих размерах:
при наличии троих детей в возрасте до 23 лет – в размере 95% от
суммы основного долга по кредиту;
при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет– в размере
100% от суммы основного долга по кредиту.
Молодым семьям, предоставляется субсидия на погашение
основного долга в следующих размерах:
при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка – в
размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка – в
размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
В 2023 году на обеспечение программы семейного капитала
в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей.
Из средств местных бюджетов финансируется адресная
социальная помощь, в системе которой четыре вида поддержки.
Бесплатными продуктами питания в 2022 году обеспечены более
12 тыс. детей в возрасте до 2 лет (6,5% от общей численности детей
до 2 лет), средний размер помощи на одного ребенка составил порядка
200 рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни)
получают детское питание без учета доходов (более 4 тыс. детей).
Семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид с 4 степенью
утраты здоровья, предоставляется социальное пособие для возмещения
затрат на приобретение предметов гигиены. В 2022 году средний
размер выплаты составил 435 рублей, такое пособие выплачено
на 12,6 тыс. детей-инвалидов.
Семьи с детьми – основные получатели ежемесячного и
единовременного социальных пособий – более 70% от общей
численности получателей таких пособий. Причем для многодетных
семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного
социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ
(для других семей 100% БПМ). В 2022 году ежемесячное социальное
пособие получили более 50 тыс. человек из категории многодетных
семей.
На оказание адресной социальной помощи в 2023 году
выделено 132,7 млн рублей.
Поддержка семьям с детьми предоставляется не только в виде
материальных выплат. Широкий спектр социальных услуг оказывают
146 территориальных центров социального обслуживания
населения и 2 центра социального обслуживания семьи и детей
(гг.Минск, Гомель).
Востребованной является услуга няни, которая предоставляется
бесплатно семьям, в которых:
воспитываются тройни (до 40 часов в неделю), двойни
(до 20 часов в неделю), дети с инвалидностью (до 20 часов в неделю);
оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами
1 или 2 группы (до 20 часов в неделю).
Справочно:
В 2022 году услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в
том числе 1,6 тыс. – воспитывающих двойню (тройню).
Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи
в территориальных центрах оказывается услуга социального
патроната.
Справочно:
В 2022 году такую услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми.
Детскими домами-интернатами предоставляется услуга социальной
передышки для родителей детей-инвалидов в возрасте
от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в
календарном году) освобождение родителей от ухода за ребенкоминвалидом с целью отдыха, восстановления сил, решения иных вопросов
семьи.
Справочно:
В 2022 году такую услугу получили 106 семей, воспитывающих
детей-инвалидов.
На обучение навыкам уважительного и позитивного
взаимодействия с детьми, гармонизацию супружеских и детскородительских отношений направлены программы, реализуемые в
территориальных центрах (”Папа-школа“, ”Искусство быть мамой“,
”Семья как ценность“), иные социальные проекты.
Поддержка работающих родителей представлена гарантиями в
трудовой сфере, которые являются обязательными для реализации
всеми нанимателями и формируют ключевые условия для комфортного
совмещения родительства и работы.
Справочно:
Например, обеспечивается защита занятости родителей,
находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу
за ребенком в возрасте до 3 лет. На период нахождения в этих
отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того,
после окончания отпуска по уходу за ребенком наниматель обязан с
согласия родителя продлить с ним контракт (заключить новый) до
достижения ребенком 5 лет.
Родители обладают своеобразным иммунитетом при увольнении.
Например, гарантируется недопущение расторжения трудового
договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной,
матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет.
Ряд гарантий учитывает потенциальную потребность работающих
родителей в дополнительном свободном от работы времени.
Справочно:
Например, по желанию беременной женщины, женщины с
ребенком до 14 лет наниматель обязан устанавливать неполное
рабочее время (неполный рабочий день, неполную рабочую неделю,
неполный рабочий день).
Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет,
предоставляется один дополнительный выходной день в месяц.
Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином
локальном правовом акте. Родителям с тремя и более детьми до 16 лет
или ребенком-инвалидом до 18 лет предоставляется дополнительный
выходной день в неделю, который оплачивается в размере среднего
дневного заработка.
Несмотря на достаточно развитый механизм государственной
поддержки родителей на рабочих местах, а также их дополнительной
поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно
ищет новые возможности удовлетворения потребностей
современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание
детей и работу без ущерба для какой-либо из сфер жизни.
Справочно:
С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск отцу
(отчиму) при рождении ребенка продолжительностью
до 14 дней. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по
желанию работника в течение 6 месяцев после рождения, его оплата
может быть предусмотрена коллективным договором, локальным
актом нанимателя.
В июне 2023 г. Советом Республики Национального Собрания
Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой кодекс,
которые расширяют возможности для совмещения работы и
родительства (законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.).
Справочно:
В частности, по желанию многодетного родителя по
согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной
деятельности организации, вместо одного свободного от работы дня
в неделю предоставляется возможность работать с сокращением
ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с
сохранением заработной платы.
Государственная поддержка родителям предоставляется
не только в период воспитания детей, но и в дальнейшем – в
пенсионный период.
Периоды, когда один из родителей ухаживал за детьми в возрасте
до 3 лет и не работал, включаются в общий трудовой стаж, который
влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет).
Женщинам с четырьмя детьми для назначения пенсии снижены
требования к страховому стажу – до 10 лет работы с уплатой взносов.
Женщине с пятью детьми пенсия назначается на пять лет раньше
общего пенсионного возраста (если женщина не менее 10 лет работала в
производстве сельскохозяйственной продукции такая пенсия
назначается независимо от возраста). При этом для них требования к
страховому стажу снижены до 5 лет.
В республике создана и функционирует Национальная комиссия
по правам ребенка (в г.Минске и каждом областном центре работают
уполномоченные Национальной комиссии и общественные
приемные), основной целью деятельности которой является
осуществление и совершенствование государственной политики по
обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
Справочно:
В течение последних трех лет в ходе заседаний Национальной
комиссии особое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья и
жизни детей, защиты их прав и законных интересов, противодействия
насилию в отношении детей, защиты детей и молодежи от
наркоторговли и потребления наркотиков, профилактики суицидоопасного поведения детей и молодежи, совершенствования социальной
политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи.
Труд материнства высоко ценится на государственном уровне.
Женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, награждаются
высокой государственной наградой – орденом Матери.
Справочно:
Уже в текущем году ее удостоены более 200 женщин, всего за
период с 1996 года орденом Матери награждено 13 тыс. женщин. При
этом при награждении орденом Матери предоставляется
единовременная денежная выплата в размере 5 БПМ.
Целенаправленная политика поддержки семей с детьми с
фокусом на многодетные семьи дает ощутимые результаты.
Справочно:
На 1 июня 2023 г. в Беларуси проживает более 122 тыс.
многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%) – это семьи с
тремя детьми, 14,3% – с четырьмя, 5,3% – с пятью и более детьми.
В Республике Беларусь сформирована государственная политика
по реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в
семье. Вместе с тем на сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс.
детей, которые признаны находящимся в социально опасном положении
в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими детьми – сохранить ребенка
в родной семье, не допустить ухудшения ситуации, оказать необходимую
помощь. - Оптимизация внешних миграционных потоков
В условиях сокращения населения путем естественного движения
крайне актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными
процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать
численность населения, но и удовлетворить потребности страны в
трудовых ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и
профессиональной подготовке кадров. Неслучайно многие страны
Евросоюза ведут активную политику, направленную на привлечение
квалифицированных трудовых ресурсов из государств Восточной
Европы, в том числе Беларуси.
Справочно:
По информации Министерства внутренних дел, в 2022 году в
Беларуси трудились 11071 иностранных граждан. Основное количество
въехавших в нашу страну на работу иностранцев составили граждане
Российской Федерации – 3080, Китая – 2018, Украины – 1265 и
Туркменистана – 808.
Всего по состоянию на 1 января 2023 г. на учете в
территориальных органах внутренних дел состояло более 215 тыс.
иностранцев, в том числе более 45 тыс., имеющих разрешение на
временное проживание, из них 19 тыс. прибывших на учебу и более
8,5 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более
169 тыс. постоянно проживающих.
В области регулирования миграции приняты решения по созданию
в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов
отдельных преференций, способствующих их более активному
вовлечению в белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит,
вступившая в силу с 1 июля 2023 г., новая редакция закона ”О внешней
трудовой миграции“: отменяется разрешение на привлечение
иностранной рабочей силы, выдаваемое раньше МВД тем субъектам
хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из других стран –
от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных граждан,
получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в
нашей стране – для них отменено соответствующее требование по
получению специального разрешения. Это дает возможность
формировать положительное миграционное сальдо за счет иностранцев,
фактически интегрированных в белорусское общество и заполнять
квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных
секторах экономики.
При этом на данный момент анализ рынка труда Беларуси
показывает, что в стране не хватает работников по некоторым
специальностям, где требуются не высококвалифицированные
специалисты, а рабочие кадры с определенными навыками (сельское
хозяйство, строительство, сфера обслуживания). Мигранты смогут
занять должности, пользующиеся малым спросом у жителей Беларуси.
Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с экономической (на
подготовку необходимых местных кадров требуется время и средства),
так и с демографической точек зрения.
Также одним из способов увеличения миграционного прироста
страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с белорусской
диаспорой. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и
высококвалифицированные специалисты – потенциальное возвращение
белорусов представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом
для демографического развития страны. - Формирование ценностей семьи, брака, материнства и
отцовства
Предоставление льгот и гарантий семьям с детьми, безусловно,
очень важно. Но без прочного духовно-нравственного фундамента семья
не может быть устойчивой.
С 1996 года в нашей стране празднуют День матери (14 октября).
С 1998 года – День семьи (15 мая).
В 2022 году Указом Главы государства учрежден новый
праздничный день – День отца (21 октября). Тем самым подчеркнута
значимость роли отца в создании крепкой семьи, счастливого детства.
Сегодня как никогда необходима целенаправленная
пропаганда и утверждение, особенно в молодежной среде, ценности
брака и семьи с детьми, повышение престижа материнства и
отцовства.
В этих целях в учреждениях образования реализуются:
учебные программы факультативных занятий для учеников
9-10 классов школ ”Основы семейной жизни“, направленные на
формирование у обучающихся ценностного отношения к институту
брака и семьи;
республиканский проект ”Родительский университет“
(с 2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование деятельности
педагогических коллективов учреждений общего среднего образования
по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической
помощи семьям в воспитании детей. Основная задача – формирование
родительских компетенций и культуры семейных отношений,
повышение родительской ответственности за воспитание детей;
Справочно:
Программы педагогического просвещения родителей
реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего среднего образования,
участие приняли порядка 975 тыс. родителей.
В целях укрепления духовно-нравственных основ семьи,
возрождения и пропаганды семейных ценностей и традиций с 2012 года
проводится республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом
число его участников увеличивается – в пятом республиканском
конкурсе, состоявшемся в 2022 году, участие приняли более 500 семей из
всех регионов страны.
В 2023 году организован региональный фестиваль ”Семьи за
мир и созидание!“, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие
в ”семейном движении“ приняли порядка 16 тыс. семей
(более 50 тыс. участников).
В ряду мероприятий по повышению престижа семьи –
республиканский конкурс среди печатных и электронных средств
массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“,
республиканский фотоконкурс ”Счастливая семья“, телевизионный
проект ”Родные люди“. - Место Беларуси в международных рейтингах по вопросам
демографии
Меры по улучшению демографической ситуации,
предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего
динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно
высокими позициями нашей страны в соответствующих рейтингах.
Согласно подготовленному агентством финансово-экономической
информации Bloomberg рейтингу стран мира по эффективности
системы здравоохранения – 2020 (Bloomberg Health Care Efficiency –
2020), Беларусь поднялась с 49 места в 2018 году на 47 место в 2020
году среди 57 стран, опережая, в том числе, Россию (54), США (55),
Болгарию (56).
Одновременно в 2020 году агентство Bloomberg применило новую
методику составления рейтинга (включает влияние Covid-19 на
смертность, а также валовой внутренний продукт в 57 крупнейших
экономиках мира). В соответствии с новыми критериями Беларусь заняла
35 место в мире, опережая, в том числе, Бельгию (36), Великобританию
(41), Германию (46), Россию (53), США (55).
По данным, опубликованным американским журналом CEOWorld
Magazine в рейтинге стран с лучшими системами здравоохранения
(Countries With The Best Health Care Systems – 2021), в 2021 году
Беларусь заняла 57 место из 89, обойдя Россию (58), Болгарию (67),
Кипр (76), Сербию (77).
Согласно рейтингу лучших стран мира для рождения ребенка
(World’s Best Countries For A Child To Be Born) того же издания в 2020
году Беларусь заняла 40 место из 180 стран, опережая, в том числе,
Латвию (42), Казахстан (58), Грузию (75), Россию (78), Китай (96).
По опубликованному Институтом показателей и оценки здоровья
Вашингтонского университета (Institute for Health Metrics and Evaluation)
индексу ЦУР охвата основными услугами здравоохранения (Coverage
of essential health services, as defined by the UHC service coverage index) в
2021 году Беларусь заняла 54 место из 204 стран, опережая, в том числе,
Россию (63), Армению (62), Румынию (60).
По показателю младенческой смертности (Child Mortality Report –
2022) Беларусь по итогам 2021 года (в 2021 году – 2,7
на 1 тыс. родившихся живыми; в 2020 году – 2,9 на 1 тыс.) входит в top10 из 236 стран с наиболее низкими показателями (делит 10 место с
Норвегией), опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу (33),
Францию (37), Россию (40), Великобританию (38), США (60).
По показателю перинатальной смертности (от 23 недель
внутриутробной жизни плода до 7 дней после рождения) Беларусь по
итогам 2019 года (в 2019 году 3 на 1 тыс. родившихся живыми; в 2018
году – 2,7 на 1 тыс.) входит в top-15 из 53 стран, опережая, в том числе,
Польшу (3,3), Россию (4,9), Германию (6,7), Казахстан (7,0).
По показателю неонатальной смертности (количество детей,
которые умерли в первые 28 дней после рождения) Беларусь по итогам
2020 года (в 2020 году 0,9 на 1 тыс. родившихся) входит в top-5 из 53
стран, опережая, в том числе, Россию (2,0), Германию (2,2), США (3,3).
Согласно рейтингу счастливого детства (End of Childhood Index
Ranking – 2021), подготовленному международной неправительственной
организацией Save the Children, Беларусь поднялась с 40 места в 2020
году на 35 место в 2021 году среди 186 стран, опережая, в том числе,
Россию (37), США (43), Китай (45), Казахстан (49).
Государство предпринимает сегодня последовательные меры по
обеспечению охраны здоровья и демографической безопасности:
содействие укреплению репродуктивного здоровья, формированию
культуры здорового образа жизни белорусов;
совершенствование системы поддержки семей с детьми, улучшение
условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;
охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения,
в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по
лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных
репродуктивных технологий;
повышение качества информационной работы по укреплению
института семьи и семейных ценностей;
создание условий для воспитания в семьях детей-инвалидов,
в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
внедрение в учреждениях общего среднего образования
родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной
жизни обучающихся;
создание условий для снижения смертности от внешних причин;
оптимизация законодательства, направленная на повышение
миграционной привлекательности Беларуси.