Актуальные вопросы реализации постановления
Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713
«О системе регулирования цен»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
19 октября 2022 г. №713 «О системе регулирования цен»
консолидировало ранее действовавшие механизмы ценового
регулирования и добавило отдельные механизмы, которые прежде не
применялись.
По сути, создана система ценообразования, позволяющая не
допустить «перекосов» в формировании цены для конечного покупателя.
Это не механизм фиксации («заморозки») цены, а именно система,
ограничивающая доходность на всех этапах, начиная от производства и
заканчивая магазином.
При этом нужно четко понимать, что: рентабельность производителя
(% стоимости, добавляемый к себестоимости производства товара) – это
механизм развития производства; надбавка импортера – механизм
покрытия затрат по импорту (заработная плата, транспортные расходы,
обеспечение работы), а не прибыль, а розничная (оптовая) торговая
надбавка – механизм покрытия затрат по реализации товара (обеспечение
работы торговых объектов, заработная плата, электроэнергия и другое).
Регулируются цены только на потребительские товары – товары
для населения.
Справочно: В соответствии с п.23 постановления из ценового
регулирования исключены товары в магазинах Duty Free, а также
используемые в процессе производства (за исключением отдельных видов
сельхозсырья), продукция общепита, военная продукция и бывшие в
употреблении товары.
В соответствии с п.7 Министерством сельского хозяйства и
продовольствия и МАРТ регулируется сельскохозяйственная продукция:
молоко-сырье, свинина, крупный рогатый скот, рожь
(продовольственная), пшеница (продовольственная), сахарная свекла,
сахар, мука, масло сливочное, яйцо куриное для переработки.
В общей цепочке регулирования ситуация выглядит следующим
образом:
2
Торговля – использует при формировании цены оптовые, торговые
надбавки (без учета оптовой) в размере, установленным
постановлением (пункты 1 и 16).
Ограничена доходность. Размер торговой надбавки не равняется
уровню дохода, так как не вся масса товара реализуется. Применяются
скидки, уценка, на различные товары из товарной группы. Используются
различные размеры надбавок в максимальных предельных значениях
(например, на один артикул чашек – 10%, на другой – максимальная 30%,
фактическая надбавка по чашкам будет рассчитана только по факту
реализации с учетом среднего взвешенного показателя).
Розничная цена (ее размер) зависит от: отпускной цены
производителя (импортера, поставщика) и размера применяемой
торговой надбавки.
В связи с этим в разных торговых организациях – разная розничная
цена. Кто-то применяет меньший размер торговой надбавки на одни
группы или наименования товаров и компенсирует доходность другими
товарами, кто-то за счет более низкой надбавки имеет большую
оборачиваемость. Это разные модели торговой политики, которые для
разных форматов объектов, их размещения, групп товаров имеет
различную эффективность и применяемость.
Как правило, торговая надбавка используется на одном уровне на
один и тот же товар на постоянной основе (к примеру, на колбасу вареную
12% не зависимо от поставщика и даты поставки).
Главное влияние на розничную цену оказывает цена поставки товара.
Производители – согласовывают повышение отпускных цен на
потребительские товары (установление отпускных цен на товары)
(пункт 2).
Справочно: Ранее перечень был ограничен чуть менее
30 наименованиями товаров, главным образом продовольственных.
Применялся норматив рентабельности (10%), но при этом рост
затрат приводил к увеличению цены даже при сохранении уровня
рентабельности.
Затем был установлен предел увеличения цены. Производители
пытались «обходить» ограничение новыми наименованиями товаров
(новые фасовки, птица Халяль, жирность масла и т.д.), в связи с чем был
введен запрет на новые виды без согласования с комиссией при Совете
Министров.
На местном уровне с облисполкомами (либо с созданными ими
комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций)
согласование отпускных цен проходят юридические лица и
индивидуальные предприниматели (за исключением тех, кто
3
зарегистрирован на республиканском уровне, не входит в холдинги,
Управление делами Президента, Белкоопсоюз).
Главный принцип – по месту государственной регистрации.
Алгоритм согласования, которое сейчас является административной
процедурой (пункт 8.81 единого перечня административных процедур)
следующий:

  1. Предприятие обращается в облисполком с пакетом документов.
  2. Материалы рассматриваются структурным подразделением по
    отраслевому направлению деятельности для дачи заключения по
    целесообразности согласования.
  3. Вопрос вносится на решение комиссии, которая принимает
    итоговое решение о возможности согласования (отказа) в повышении цены
    или установлении цены на новый товар.
    Срок рассмотрения до 10 рабочих дней, на товары со сроком
    хранения до 30 дней – 5 рабочих дней.
  4. Ответ направляется производителю.
  5. В течение двух дней информируется МАРТ о принятом решении.
    У МАРТа появилось право вносить предписание о признании
    утратившим силу решения о повышении и установлении цены, если не
    выполняется установленный параметр по индексу потребительских
    цен.
    Справочно: Основаниями для отказа в согласовании отпускных цен на
    потребительские товары в соответствии с частью первой настоящего пункта
    являются:
    непредставление заявителем документов и (или) сведений,
    предусмотренных в соответствии с законодательством об административных
    процедурах;
    наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или)
    сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
    недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены
    на потребительский товар.
    Пунктом 3 предусмотрены случаи, когда производителям
    согласование цен не требуется:
    3.1. истечения сроков проведения мероприятий, направленных на
    продвижение потребительских товаров (акции, скидки и другое),
    определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий,
    при условии установления отпускных цен на уровне, действовавшем до
    проведения указанных мероприятий;
    3.2. поставки потребительских товаров по договорам с новыми
    покупателями или изменения условий поставки потребительских товаров
    при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в
    силу настоящего постановления, в соответствии с прейскурантом (иным
    аналогичным документом) и положением о скидках;
    4
    3.3. повышения декларируемых, фиксированных, предельных
    цен (тарифов), регулируемых государственными органами
    (организациями), на материальные ресурсы (сырье, материалы,
    комплектующие и другое) и (или) услуги, фактически использованные
    при производстве потребительских товаров, а также ставок налогов и иных
    обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции,
    пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом
    данных расходов в себестоимости продукции;
    3.4. установления отпускных цен на новые потребительские
    товары* при условии применения норматива рентабельности,
    используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению
    в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10 процентов.
    Справочно: *Для целей настоящего пункта под новыми
    потребительскими товарами понимаются:
    новая продукция (впервые произведенная продукция) – продукция, впервые
    произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории
    Республики Беларусь;
    новый вид продукции – продукция, уже производимая, но получившая новое
    обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью
    усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или
    характеристик, а также измененной областью применения, новым или в
    значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по
    сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых
    материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени
    технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой
    Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского
    экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков,
    произошедшее в результате переработки (обработки).
    Импортеры. Цены на потребительские товары формируются
    импортерами, исходя из контрактных цен, таможенных платежей,
    транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением
    установленных законодательством требований при импорте товаров,
    расходов по обязательному страхованию с применением предельной
    максимальной надбавки импортера (пункт 5).
    Государственный таможенный комитет организовывает
    мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его
    основании представляет в МАРТ еженедельно (не позднее вторника,
    следующего за отчетной неделей) диапазон стоимости ввозимых
    потребительских товаров
    Цена на импортный товар будет зависеть от цены поставки и курса
    валюты. Постановлением регулируется размер надбавки импортера и
    возложена обязанность обосновывать цену для исключения выбора
    поставок через «лишние звенья», которые приведут к удорожанию.