Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
19 октября 2022 г. №713 «О системе регулирования цен»
консолидировало ранее действовавшие механизмы ценового
регулирования и добавило отдельные механизмы, которые прежде не
применялись.
По сути, создана система ценообразования, позволяющая не
допустить «перекосов» в формировании цены для конечного покупателя.
Это не механизм фиксации («заморозки») цены, а именно система,
ограничивающая доходность на всех этапах, начиная от производства и
заканчивая магазином.
При этом нужно четко понимать, что: рентабельность производителя
(% стоимости, добавляемый к себестоимости производства товара) – это
механизм развития производства; надбавка импортера – механизм
покрытия затрат по импорту (заработная плата, транспортные расходы,
обеспечение работы), а не прибыль, а розничная (оптовая) торговая
надбавка – механизм покрытия затрат по реализации товара (обеспечение
работы торговых объектов, заработная плата, электроэнергия и другое).
Регулируются цены только на потребительские товары – товары
для населения.
Справочно: В соответствии с п.23 постановления из ценового
регулирования исключены товары в магазинах Duty Free, а также
используемые в процессе производства (за исключением отдельных видов
сельхозсырья), продукция общепита, военная продукция и бывшие в
употреблении товары.
В соответствии с п.7 Министерством сельского хозяйства и
продовольствия и МАРТ регулируется сельскохозяйственная продукция:
молоко-сырье, свинина, крупный рогатый скот, рожь
(продовольственная), пшеница (продовольственная), сахарная свекла,
сахар, мука, масло сливочное, яйцо куриное для переработки.
В общей цепочке регулирования ситуация выглядит следующим
образом:
2
Торговля – использует при формировании цены оптовые, торговые
надбавки (без учета оптовой) в размере, установленным
постановлением (пункты 1 и 16).
Ограничена доходность. Размер торговой надбавки не равняется
уровню дохода, так как не вся масса товара реализуется. Применяются
скидки, уценка, на различные товары из товарной группы. Используются
различные размеры надбавок в максимальных предельных значениях
(например, на один артикул чашек – 10%, на другой – максимальная 30%,
фактическая надбавка по чашкам будет рассчитана только по факту
реализации с учетом среднего взвешенного показателя).
Розничная цена (ее размер) зависит от: отпускной цены
производителя (импортера, поставщика) и размера применяемой
торговой надбавки.
В связи с этим в разных торговых организациях – разная розничная
цена. Кто-то применяет меньший размер торговой надбавки на одни
группы или наименования товаров и компенсирует доходность другими
товарами, кто-то за счет более низкой надбавки имеет большую
оборачиваемость. Это разные модели торговой политики, которые для
разных форматов объектов, их размещения, групп товаров имеет
различную эффективность и применяемость.
Как правило, торговая надбавка используется на одном уровне на
один и тот же товар на постоянной основе (к примеру, на колбасу вареную
12% не зависимо от поставщика и даты поставки).
Главное влияние на розничную цену оказывает цена поставки товара.
Производители – согласовывают повышение отпускных цен на
потребительские товары (установление отпускных цен на товары)
(пункт 2).
Справочно: Ранее перечень был ограничен чуть менее
30 наименованиями товаров, главным образом продовольственных.
Применялся норматив рентабельности (10%), но при этом рост
затрат приводил к увеличению цены даже при сохранении уровня
рентабельности.
Затем был установлен предел увеличения цены. Производители
пытались «обходить» ограничение новыми наименованиями товаров
(новые фасовки, птица Халяль, жирность масла и т.д.), в связи с чем был
введен запрет на новые виды без согласования с комиссией при Совете
Министров.
На местном уровне с облисполкомами (либо с созданными ими
комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций)
согласование отпускных цен проходят юридические лица и
индивидуальные предприниматели (за исключением тех, кто
3
зарегистрирован на республиканском уровне, не входит в холдинги,
Управление делами Президента, Белкоопсоюз).
Главный принцип – по месту государственной регистрации.
Алгоритм согласования, которое сейчас является административной
процедурой (пункт 8.81 единого перечня административных процедур)
следующий:
- Предприятие обращается в облисполком с пакетом документов.
- Материалы рассматриваются структурным подразделением по
отраслевому направлению деятельности для дачи заключения по
целесообразности согласования. - Вопрос вносится на решение комиссии, которая принимает
итоговое решение о возможности согласования (отказа) в повышении цены
или установлении цены на новый товар.
Срок рассмотрения до 10 рабочих дней, на товары со сроком
хранения до 30 дней – 5 рабочих дней. - Ответ направляется производителю.
- В течение двух дней информируется МАРТ о принятом решении.
У МАРТа появилось право вносить предписание о признании
утратившим силу решения о повышении и установлении цены, если не
выполняется установленный параметр по индексу потребительских
цен.
Справочно: Основаниями для отказа в согласовании отпускных цен на
потребительские товары в соответствии с частью первой настоящего пункта
являются:
непредставление заявителем документов и (или) сведений,
предусмотренных в соответствии с законодательством об административных
процедурах;
наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или)
сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены
на потребительский товар.
Пунктом 3 предусмотрены случаи, когда производителям
согласование цен не требуется:
3.1. истечения сроков проведения мероприятий, направленных на
продвижение потребительских товаров (акции, скидки и другое),
определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий,
при условии установления отпускных цен на уровне, действовавшем до
проведения указанных мероприятий;
3.2. поставки потребительских товаров по договорам с новыми
покупателями или изменения условий поставки потребительских товаров
при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в
силу настоящего постановления, в соответствии с прейскурантом (иным
аналогичным документом) и положением о скидках;
4
3.3. повышения декларируемых, фиксированных, предельных
цен (тарифов), регулируемых государственными органами
(организациями), на материальные ресурсы (сырье, материалы,
комплектующие и другое) и (или) услуги, фактически использованные
при производстве потребительских товаров, а также ставок налогов и иных
обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции,
пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом
данных расходов в себестоимости продукции;
3.4. установления отпускных цен на новые потребительские
товары* при условии применения норматива рентабельности,
используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению
в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10 процентов.
Справочно: *Для целей настоящего пункта под новыми
потребительскими товарами понимаются:
новая продукция (впервые произведенная продукция) – продукция, впервые
произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории
Республики Беларусь;
новый вид продукции – продукция, уже производимая, но получившая новое
обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью
усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или
характеристик, а также измененной областью применения, новым или в
значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по
сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых
материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени
технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского
экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков,
произошедшее в результате переработки (обработки).
Импортеры. Цены на потребительские товары формируются
импортерами, исходя из контрактных цен, таможенных платежей,
транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением
установленных законодательством требований при импорте товаров,
расходов по обязательному страхованию с применением предельной
максимальной надбавки импортера (пункт 5).
Государственный таможенный комитет организовывает
мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его
основании представляет в МАРТ еженедельно (не позднее вторника,
следующего за отчетной неделей) диапазон стоимости ввозимых
потребительских товаров
Цена на импортный товар будет зависеть от цены поставки и курса
валюты. Постановлением регулируется размер надбавки импортера и
возложена обязанность обосновывать цену для исключения выбора
поставок через «лишние звенья», которые приведут к удорожанию.