Дисграфия и дислексия

Что это такое?

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. Далеко не всем детям легко и просто удаётся освоить письмо и чтение. Наличие стойких специфических ошибок на письме говорит о том, что у ребёнка частично нарушен процесс письма – это дисграфия. А вот наличие стойких специфических ошибок при чтении – это дислексия. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. У мальчиков дислексия встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Одной из основных причин является нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия.

На какие же ошибки следует обратить внимание прежде всего?

1. если дети смешивают буквы при чтении и на письме по так называемому оптическому сходству: б-д, п-т, и-у, о-а, З-Е, л-м, н-к, х-ж, ш-щ, и-ц и др.,

2. ошибки, связанные с нарушением произношения; дети пишут так, как говорят: «сапка» — шапка, «лакета» — ракета,

3. ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия: дети путают гласные ё-ю, о-у, согласные – чаще звонкие и глухие парные, ч-ц, ч-т’, ч-щ, свистящие — шипящие,

4. пропускают буквы, слоги, не дописывают слова,

5. если при письме наблюдается «застревание» на буквах и слогах: «берёёза», «рабобота»,

6. большой % ошибок у детей может быть связан с неумением обозначать мягкость согласных на письме: «свокла» — свёкла, «крылцо» — крыльцо,

7. дети пишут слова, предлоги со словами слитно или наоборот слова делят на части: «ок» «но»,

8. дети с дисграфией не держат строку, игнорируют заглавную букву, точку в конце предложения.

Что делать?

Не следует думать, что дисграфия и дислексия пройдет самостоятельно. Необходимо обратиться к специалисту — дефектологу. Ни в коем случае не задавайте ребёнку больше чем другим писать и читать. Не заставляйте ребёнка все выходные и каникулы много читать, списывать огромные тексты и писать под диктовку. Ребёнок зайдёте в тупик – количество ошибок будет только увеличиваться. Подход к ребёнку, страдающему такими нарушениями, должен быть совсем другим. На первых этапах работа идёт в основном устная – упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ и синтез слов.  Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Можно выполнять следующие упражнения: рисование, штриховка, обведение по контуру, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам в тетради, вырезание ножницами, конструирование из бумаги и др. Эти упражнения будут не только способствовать развитию речи, но и развивать мускулатуру руки, а значит, помогут улучшить почерк ребёнка.

 Вообще, надо сказать, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Необходимо набраться терпения и все постепенно пройдет.