Впервые основание расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в случае достижения работником пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию по возрасту (статья 18–1, пункт 1–1 статья №№ КЗоТ РБ) было предусмотрено Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь 26.02.1988 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь», принятым в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 04.02.1988 «О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой».
В соответствии со статьей 18–1 Кодекса законов о труде Республики Беларусь (далее – КзоТ) с работниками, достигшими пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющими право на полную пенсию наниматель мог: 1) сохранить трудовые отношения на неопределенный срок; 2) заключить по соглашению сторон срочный трудовой договор (до двух лет) с последующим его продлением или перезаключением в том же порядке; 3) расторгнуть договор в соответствии с пунктом 1–1 статьи 33 КЗоТ РБ.
Конституционный Суд, проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь, Кодекса законов о труде, законов «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении», международно-правовые акты, пришел к выводу, что положения статьи 18–1 и пункта 1–1 статьи 33 КЗоТ РБ не соответствуют Конституции и носят дискриминационный характер по отношению к социальной общности, какой являются лица, достигшие пенсионного возраста исходя из следующего. Согласно статье 2 Конституции человек является высшей ценностью общества и государства. В ней установлена взаимная ответственность гражданина и государства друг перед другом, включая ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. При этом мера ответственности не связывается с возрастом гражданина. Основной Закон, предоставляя всем равные права для осуществления любой деятельности (статья 13), исключает возможность дискриминации граждан во всех областях жизни, в том числе и в сфере труда.
Статья 14 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов, таким образом, не допускается какая-либо дискриминация. Указанные выше нормы КЗоТ также нарушают закрепленные в статье 22 Конституции принцип равенства всех перед законом.
Статья 41 Конституции гарантирует всем гражданам право на труд и обеспечивает им равенство при реализации этого права, содержит лишь такие критерии права на выбор работы, как призвание, способности, образование, профессиональная подготовка, общественные потребности и не допускает возможность дискриминации какой-либо категории лиц, в том числе по возрасту.
Республика Беларусь согласно статье 8 Конституции признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Закрепленное в пункте 1–1 статьи 33 КЗоТ основание расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в связи с достижением пенсионного возраста противоречит международно-правовым актам.
В статье 7 Всеобщей декларации прав человека провозглашено равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей указанную Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. А в соответствии со статьей 23 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда.
Согласно статье 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован Республикой Беларусь 05.10. 1973) участвующие в нем государства признают право на труд, включая право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и должны предпринимать надлежащие шаги к обеспечению этого права. Статья 2 названного Пакта обязывает государства гарантировать осуществление провозглашенных прав без какой бы то ни было дискриминации.
Прекращение трудового договора по пункту 1–1 статьи 33 КЗоТ противоречило закрепленному в статье 2 Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» и Рекомендациям МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» принципу равенства возможностей в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой сфере.
Пункт 3 Рекомендации МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» предусматривает, что каждое государство должно принимать меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся в области труда и занятий. В соответствии с пунктом 5 этой Рекомендации пожилые трудящиеся без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими трудящимися, в частности, относительно доступа к работе по их выбору. В пункте 5 Рекомендации МОТ № 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» также предусмотрено, что кроме оснований, указанных в статье Конвенции 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», законным основанием для прекращения трудовых отношений не должен служить «возраст в зависимости от национальных законодательства и практики, касающихся выхода на пенсию».
Дискриминационный характер пункта 1–1 статьи 33 КЗоТ проявляется и в порядке расторжения трудового договора по указанному в нем основанию увольнения. В этом случае не требуется какого-либо обоснования увольнения. Трудовые отношения прекращаются по указанному основанию единолично нанимателем независимо от желания работника продолжить трудовую деятельность, его способностей, профессиональной пригодности, поведения, а также производственных причин. В случае увольнения по пункту 1–1 статьи 33 КЗоТ нарушается право на добровольный выход на пенсию, закрепленное в Рекомендации МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» и в Законе «О пенсионном обеспечении». Установление названного основания увольнения означает фактическую легализацию принудительного выхода на пенсию. Нежелание многих лиц уходить на пенсию часто вызвано низким уровнем социального обеспечения.
Нормы КЗоТ регламентирующие расторжение трудового договора по инициативе нанимателя в связи с достижением работником пенсионного возраста, расходится с принятым 17.04.1992 Законом Республики Беларусь «О ветеранах».
В преамбуле Закона «О ветеранах» отмечено, что он «определяет правовой статус ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил, устанавливает круг лиц, пользующихся льготами, а также гарантии деятельности ветеранских организаций». Согласно статье 1 этого Закона одним из основных принципов, на которых строится государственная политика в отношении ветеранов, является создание необходимых условий для участия в общественно полезной деятельности, реализации права на труд без каких-либо ограничений, за исключением состояния здоровья. В соответствии с частью первой статьи 8 Закона ветераны, получая пенсию, вправе продолжать трудовую деятельность на предприятии, в организации, учреждении, где ранее работали, либо на другом предприятии независимо от формы собственности, а также заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, создавать предприятия любых форм хозяйствования. В части второй этой статьи предусмотрено, что ограничение трудовой, предпринимательской и другой общественно полезной деятельности ветеранов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Анализ указанных норм подтверждает, что эти ограничения не могут быть направлены на дискриминацию данной категории граждан по возрастному признаку.
Таким образом, нормы КЗоТ, предусматривающие возможность расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в связи с достижением работником пенсионного возраста, не соответствуют статьям 2, 13, 14, 22, 41 Конституции.
Конституционный Суд обратил внимание на то, что в Заключение Конституционного Суда 23.09.1994 «О соответствии Конституции Республики Беларусь норм Кодекса законов о труде, предусматривающих возможность расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста» речь шла о недопустимости по общему правилу расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста и наличием права на полную пенсию по возрасту. Нормы специального закона, например, регулирующего отношения, возникающие в связи с государственной службой, могут иметь особенности и ограничения. В указанном законе ограничения компенсируются предоставлением государственному служащему определенных льгот и преимуществ по сравнению с регулированием прав других работников, касающихся продолжительности отпуска, выплаты выходного пособия при увольнении в повышенных размерах, льготного порядка исчисления размера пенсий и др.
В соответствии со статьей 14 Трудового кодекса Республики Беларусь дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.
Дискриминационные условия коллективных договоров, соглашений являются недействительными.
Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:
1) основанные на свойственных данной работе требованиях;
2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.
В соответствии с частью четвертой статьи 40 Трудового кодекса Республики Беларусь с работниками, достигшими пенсионного возраста, работающими на условиях трудового договора на неопределенный срок, наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
В соответствии с подпунктом 31.25 пункта 31 Отраслевого соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2013-2016 годы наниматель по просьбе работника в срок, согласованный ими, но не позднее десяти дней со дня подачи работником заявления досрочно расторгает контракт, срочный трудовой договор при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы: назначение пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии за особые заслуги перед республикой, социальные пенсии, пенсионный возраст.
Главный правовой инспектор труда
Центрального комитета отраслевого профсоюза
Л.В. Манюк